Главная » Статьи » Обо всём |
По ту сторону сценыНа минувшей неделе премьер-министр Владимир Путин провёл встречу с художественными руководителями театров в Ленкоме. Круг обсуждаемых тем был обширен, но худруков прежде всего интересовало правовое регулирование трудовых отношений, а также разделение обязательств между худруком и директором. Чтобы глубже погрузиться в закулисную жизнь и понять, в чём суть проблемы, корреспондент АиФ-Курск пообщался с Александром ШВАЧУНОВЫМ, заслуженным артистом РФ, актёром Курского драматического театра им. А. С. Пушкина. Заодно удалось обсудить его собственную постановку по пьесе С. Злотникова Пришёл мужчина к женщине и поговорить об актёрском тщеславии Две стороны медали#8212;Александр Сергеевич, на собрании в Ленкоме обсуждался вопрос о переходе на контрактную систему театров. Что это такое? И в чём, на ваш взгляд, будут проявляться преимущества и недостатки этой системы? #8212;Когда я пришёл работать во Владимирский театр, меня взяли на срочный трудовой договор, хотя должны были, как молодого специалиста, на три года оформить в штат, дать квартиру и т. д. Кстати, в советское время молодые специалисты имели широкие юридические права. Так вот, мы с женой (Галина Халецкая, заслуженная артистка РФ, актриса Курского драматического театра #8212;Ред.) проработали год и продлили договор ещё на три года. Когда мы отработали и этот срок, нас попросили написать заявление об уходе и тут же взяли по новой. Вот вам контракт. Но юридически это невозможно было делать бесконечно, и нас взяли в штат. Я считаю, ничего плохого в этой системе нет, хотя, наверное, многие коллеги со мной не согласятся. Худрук театра, директор #8212;все они работают по контракту. А люди, которые им подчиняются, то есть актёры #8212;в штате. Проще говоря, люди на руководящих должностях сменяются, а мы нет. Ведь любой вновь пришедший руководитель хочет создать свой коллектив, и для этого ему нужны свои краски и кисти #8212;актёры. Он не может опираться на тех, кто ему неприятен или на того, с кем не совпадает во взглядах. В этом плане контрактная система легче и проще #8212;её можно прервать. Курские актёры немного не ценят той вещи, что театром руководит режиссёр. В других театрах давно уже правят чиновники. Но плоха эта система тем, что сюда могут вмешаться личностные причины конфликта: с кем-то не так поздоровался #8212;и до свидания. Тут, как и у всего, есть две стороны медали. Я этой системы не боюсь, но с другой стороны, прекрасно понимаю возрастных актёров, которым страшно, что их уволят. Профессия у нас всё-таки жестокая. #8212;В общем, вы больше за эту систему, нежели против . #8212;Понимаете, в чём тут дело: самым лучшим достижением русского театра является так называемый русский репертуарный театр. Это не только постоянный, неспешно обновляемый репертуар, но и театр-дом , когда режиссёр следит за профессиональным ростом актёра: сегодня ты играешь Сирано де Бержерака, а завтра роль второго плана. Западный театр устроен иначе: на двери гримёрки известных актёров висит табличка комната звезды . Нам в институте говорили, что это самое страшное ругательство для актёра. И этот западный принцип хотят внедрить к нам, что неправильно в корне! Русский репертуарный театр ни в коем случае нельзя разрушать! И контрактная система неплоха в том смысле, что она не представляет угрозы для его разрушения. Будет существовать здоровая конкуренция, а это стимул к профессиональному росту актёра. Когда ты знаешь, что тебя никто не уволит, ты становишься пассивным, отношение к работе меняется. Контрактная система заставит актёров работать активно. Страшная болезнь #8212;тщеславие#8212;Вам никогда не хотелось достичь чего-то большего, работать, например, в столичном театре? #8212;Помимо расхожего афоризма Лучше быть первым в деревне, чем вторым в Риме , есть ещё кое-что. Я считаю, в Москву едут люди, которые себя не очень нашли в актёрской профессии. Тут показательна ситуация с возникновением телепередачи И. Олейникова и Ю. Стоянова #8212;Городок . Стоянов в одном из интервью рассказывал, что был крайне нереализован в театре. Играл в массовке. В ряду с такими именами, как Олег Басилашвили, Алиса Фрейндлих, Олег Борисов, он и рядом не мог стоять. Так и возникла идея своей передачи, Стоянов окончательно ушёл из театра. Видите, он пошёл другим путём и реализовал себя. #8212;Но и тщеславие может подтолкнуть к атаке на столицу #8212;Это главная актёрская болезнь #8212;тщеславие. Всегда хочется чего-то большего, лучшего. И я когда-то наивно мечтал, что приедет какой-нибудь знаменитый режиссёр из столицы, увидит меня и заберёт к себе на главную роль. #8212;Получается, вы человек рациональный. #8212;Дело не в рациональности. Просто на всё воля Божья. Я в этом смысле фаталист. Как говорится в известной притче: Каждый несёт свой крест . Есть прекрасное высказывание у испанского драматурга Кальдерона де ла Барка, которое является моим жизненным кредо: Игра #8212;служение. Она даётся нам не для забавы. Игрой мы исправляем нравы . На мой взгляд, эти слова должны быть девизом всех актёров. Идти в профессию только ради того, чтобы потешить своё тщеславие #8212;это уж как-то совсем низко. Лучше этого не делать. Со мной во Владимире работала актриса, а её родственница поблизости продавала цветы. И она заставляла людей на каждый спектакль приносить ей букеты, какую бы роль ни играла её сродница. Это уже своего рода болезнь. Амплуа режиссёра#8212;Что подтолкнуло на постановку своего спектакля? #8212;Три года назад, вскоре после своего прихода в Курский драматический театр, я предложил Юрию Валерьевичу Бурэ эту постановку. Я не очень понимал, почему малая сцена не функционирует наравне с большой. Спектакль Пришёл мужчина к женщине я уже ставил во Владимире. Публика хорошо его принимала, потому что это история о нас, живущих сейчас. #8212;В этом спектакле вы играете вместе с женой. Не возникало ли разногласий во взглядах на постановку? #8212;Мы с ней абсолютно разные, но умеем договариваться, ведь прожили вместе 21 год. Совместно нам работается комфортно и легко. Жена, прежде всего, мой друг. У нас одна сфера интересов #8212;театр. Всегда есть о чём поговорить и что обсудить. Как-то раз общался с генералом МВД, а его жена руководила банком. И, если честно, я слабо представляю себе, о чём они разговаривают. О том, как в МВД коррупцию победить? #8212;С какими трудностями столкнулись при постановке спектакля? #8212;Главная трудность #8212;в умении найти ключик к пьесе. Ведь эта пьеса может быть поставлена другим режиссёром, и нельзя открывать её тем же ключом, что и он. Надо найти свой собственный. Серафима МАЛАХОВА Александр Швачунов не спешит на столичную сцену. Галина Халецкая: Если не я, то кто же?Галина Халецкая в Курском драматическом театре служит сравнительно недавно – всего 5 лет. Но уже успела полюбиться зрителям благодаря своей яркости и незаурядности. Ее героини всегда вызывают интерес у зрителей, и даже отрицательные персонажи симпатичны за счет природного обаяния актрисы. Как ей это удается и каков в целом творческий путь Галины Николаевны – рассказывает она сама. Профессию определил случай Я родилась далеко-далеко отсюда, на Дальнем Востоке, в Приморском крае. Но формирование моей личности проходило в Тамбове, где я заканчивала школу, училище культуры, откуда поехала поступать в Воронежский институт искусств. Профессию определил случай: как-то я забрела в кинотеатр на индийский фильм Господин 420 . Если пересматривать его сейчас, вряд ли будут те же эмоции, но тогда фильм произвел на меня колоссальное впечатление, что неудивительно – ведь мне было всего пять лет. Совершенно фантастический мир: песни, танцы, красиво, завораживающе, притягательно. Хотелось там оказаться, и именно тогда зародилась мечта. Был период, когда я довольно серьезно занималась спортом. Были и те, кто меня в этом стремлении поддерживал и прочил спортивную карьеру, но театр манил сильнее. В училище культуры в Тамбове я пришла поступать на режиссерско-театральное отделение, но в этот год не было набора. И я просто проходила мимо хореографического класса, но, наверное, случайности не случайны. Не случайно не было набора, не случайно я проходила мимо. Не знаю почему, но на меня обратили внимание девочки, учившиеся на старших курсах, спросили, куда я поступаю, и чуть ли не с распростертыми объятиями позвали к себе. Я заглянула в этот просторный, светлый класс с тремя огромными окнами, зеркальной стеной, некрашеными досками, и запах, когда доски слегка побрызгают водой, чтобы пыль не поднималась, – он мне показался таким родным, что я тут же пошла писать заявление, осталась на хореографическом отделении и нисколько об этом никогда не жалела. Правда, я думала, что рассталась с хореографией, когда поступила в Воронеж на актерское. Но даже там, когда я была студенткой, мне поручали провести уроки в отсутствие нашего учителя по танцам. И в первый год работы во Владимирском театре наш режиссер Алексей Александрович Бурков предложил мне попробовать поставить танцы к спектаклю. Я набралась наглости и согласилась. С тех пор эти профессии идут бок о бок. Не могла найти Дом культуры После училища я работала два года в местечке под названием Горелое, которое находилось в сорока минутах езды от Тамбова. Туда я распределилась в качестве художественного руководителя. Приехала и ходила из конца в конец этого селения, искала Дом культуры и не могла найти. Оказывается, его вообще не было, он числился только на бумаге. Там я набивала руку в плане хореографии, писала сценарии, проводила концерты и кучу других мероприятий. Это была достаточно суровая школа, но очень полезная. Супруг говорит, что мне следовало поступать в институт сразу после училища. В принципе, никто не мешал это сделать, но я чувствовала, что не готова и нужно было набирать опыт. И эти два года не отправлены коту под хвост , ведь те судьбы, то, что я видела, с чем приходилось сталкиваться – это же ни за какие деньги не купишь и не приобретешь. Местных работников культуры обязывали брать в руки огромные книги и проводить что-то вроде переписи. И ты идешь с этими талмудами, стучишься, звонишь и выясняешь, кто живет здесь, в каком количестве, что водится в хозяйстве, какие постройки. Все узнаешь и в этот журнал заносишь. И вот идешь от дома к дому, а там за каждой дверью творится своя драма , во все это вникаешь и на ус мотаешь. Уже потом, когда я поняла, что стену лбом не прошибить и на одном энтузиазме, без поддержки и условий, коллектив не создать, я просто развернулась и поехала поступать. Ночевала на вокзале Страх был жуткий. И, когда я приехала в Москву, просто наступило обалдение. Подружка говорила мне: Неприлично так ходить, на людей смотреть . А я от восторга не могла рта закрыть. Мне так все нравилось, все хорошо, большой город, весна, все красиво. И наверное, я не очень-то понимала, что я приехала сюда поступать, что нужно как-то собраться, сосредоточиться. Я провалилась и по приезде получила холодный душ от матери, фразу: Я так и знала . Это меня освежило, я переждала какое-то время, поменяла репертуар – в этом вопросе я тоже не знала, с какого боку подойти, и изначально взяла то, что посоветовала моя подружка, она училась на режиссерско-театральном. Она, конечно, исходила из своих вкусов и пристрастий. Я же решила себя внимательно послушать, узнать, что мне близко, и выбрала материал, который лег мне на душу. А высшее учебное заведение я выбирала по простому принципу: что ближе ко мне находится и где еще идет набор. Можно было поехать в Ярославль, но это далеко, в Красноярск – что еще дальше. А тут всего четыре часа на автобусе – и я дома. Когда я поступала в Воронеже, не было возможности снимать комнату, поэтому я ночевала на вокзале и сил бояться уже не оставалось. Я как-то собиралась, выходила, читала или танцевала, пела. Потом уехала домой в Тамбов, никаких контактных телефонов не оставила, тогда, разумеется, не было мобильных, и назад я отправилась наобум, не зная, прошла я дальше или нет. Приехала, нашла свою фамилию в списках и поступала дальше. А экзамены по литературе и истории я сдавала заболевшая, накупавшись в Воронежском водохранилище, плохо соображая и с трудом вспоминая требуемые факты, так же писала и сочинение. Но это было уже неважно, так как все остальное было сдано на пятерки. Кто-то из журналистов спросил, почему я не отправилась в столицу. У нас с курса уезжали люди поступать в Москву, а у меня и мысли не было о том, что надо куда-то еще дергаться. Конечно, это здорово, когда ты учишься в столичном заведении, у тебя больше возможностей. Но все-таки важно, у кого ты учишься, кто тебе передает свой опыт, свои знания, свои навыки. Можно учиться и в Москве, но с педагогом при этом может очень сильно не повезти. Нам в этом плане улыбнулась очень большая удача: мы были единственным курсом в Воронеже, который набрал чудесный человек, – Герман Викторович Меньшенин. Не было желания уезжать от него, и интуиция подсказывала, что никуда стремиться-то и не надо, никто лучше его не научит. Практическая психология По поводу желанных ролей – не загадываю. В юности хотелось что-то сыграть, но потом я подумала, что пусть будут такие мечты. Нет у меня этой жадности, как-то везет на роли. И никогда не пользуюсь тем, что я актриса, оставляю работу на работе. Мне очень важно сохранить себя, не заиграться. Был такой актер Леонид Оболенский. После войны его арестовали, и он рассказывал, что когда сидел в одиночной камере, ему явился Господь. О том, что это не галлюцинация, не фантазия, говорят два слова, услышанные актером: Исполни себя . Очень много в этих словах заложено смысла, их стоит взять на вооружение, сохранить себя и сделать то, что тебе предназначено. Хотя много вопросов возникает: своим ли делом я занимаюсь, а что еще могу, но это нормально. Что актерская, что режиссерская профессии – это такая практическая психология – ты занимаешься исследованием. Есть ряд исполнителей, которые приходят на сцену, просто чтобы произнести текст с большей или меньшей степенью горячности. И этим они, к сожалению, очень часто ограничиваются. А есть те, которые беспрестанно изучают посредством профессии и себя, и людей, и мир. Через роль ведь можно и расти, а благодаря отрицательным персонажам – освобождаться от каких-то своих негативных качеств. Сцена – это уникальная лаборатория, и каждый вечер очередной эксперимент. Необязательно уезжать в Гималаи Я бы не сказала, что очень плотно занята, поэтому театр и быт совмещать удается. Был период, когда мы готовили спектакли один за одним, это было немного хлопотно. А в основном времени хватает на то, чтобы заниматься преподаванием в студии. На дом, наверное, в меньшей степени остается, но это простительно, близкие меня понимают, к тому же я не очень домашний человек, замороченный на бытовых хлопотах. Я предпочитаю что-нибудь сочинить, что-то поставить – мне это ближе, чем работа на кухне. Но свой маленький кусочек земли при доме я стараюсь как-то облагородить, украсить. До дома так руки и не доходят, потому что там все-таки нужно больше умения, навыков. А вот с землей общаться проще, интересно ждать, когда там все заколосится, зазеленеет, зацветет. И этим так счастлив, так доволен. Хочется приукрасить свой участок, разложить какие-то камушки, разбить клумбы. Может, это прозаично, но мне это нравится и так я отдыхаю. И в плане вдохновения я не капризна, я черпаю его из простых вещей, достаточно и минимума: просто погулять в лесу, отдохнуть, у реки посидеть, послушать хорошую музыку. Мой девиз: если не я, то кто же? Дурацкий, пионерский девиз, он мне столько жизни попортил. Но по-другому не могу. Источники: http://gazeta.aif.ru/_/online/kursk/859/03_01, http://www.kpravda.ru/article/culture/027698/ | |
Просмотров: 740 | |
Всего комментариев: 0 | |