Четверг, 21.11.2024, 19:52
Главная » Статьи » Что Где Когда

Все Версии Гибели Подводной Лодки Курск
все версии гибели подводной лодки курск

14 лет спустя. Хроника гибели атомной подлодки Курск

По официальной версии, причиной трагедии стал взрыв торпеды внутри подлодки. Однако существуют и другие версии, - например о том, что лодку подбили

Операция Швеции по поиску иностранной субмарины в своих водах и российский след в этом международном скандале дали пользователям сети повод провести параллель с гибелью подводной лодки Курск в 2000 году. Она затонула 14 лет назад, На ее борту находились 118 членов экипажа, все они погибли.

Памятные мероприятия, посвященные 14-й годовщине гибели экипажа атомного подводного ракетного крейсера пройдут во вторник в Мурманске и гарнизонах базирования подводных лодок Северного флота Видяево, Гаджиево, Заозерске и Северодвинске.

Подводная лодка Курск затонула в Баренцевом море, в 175 километрах от Североморска, на глубине 108 метров в результате катастрофы, произошедшей 12 августа 2000 года в ходе проведения военно-морских учений Северного флота. По сообщению Генпрокуратуры, Курск затонул в результате взрыва учебной торпеды внутри четвертого торпедного аппарата, повлекшего за собой взрыв остальных торпед, находившихся в первом отсеке АПРК, однако точная причина гибели АПЛ до сих пор остается неизвестной.

Спустя несколько дней после катастрофы российские власти сообщали, что с подводной лодкой установлена связь и имеется контакт с личным составом . Неизвестность вокруг судьбы Курска держала в напряжении всю Россию. Даже Владимира Путина инцидент вынудил 17 августа, спустя пять дней после катастрофы, прервать свой отпуск в Сочи. Отвечая на вопрос американского журналиста Ларри Кинга на телеканале CNN о том, что произошло с подлодкой, Путин ответил: Она утонула .

ВИДЕО

Хроника гибели

12 августа 2000 года во время учений в Баренцевом море АПЛ Курск (командир лодки ‑ капитан 1 ранга Геннадий Лячин), которая находилась в полигоне боевой подготовки Северного флота с целью выполнения учебной торпедной стрельбы по отряду боевых кораблей, в установленное время не вышла на связь. В 23:44 в районе, где находилась АПЛ, был зафиксирован взрыв.

13 августа на поиски атомного подводного крейсера отправилась группа кораблей во главе с командующим Северным флотом адмиралом Вячеславом Поповым. В 04:51 АПЛ была обнаружена лежащей на грунте на глубине 108 метров. В 07:15 министр обороны Игорь Сергеев доложил о случившемся президенту России Владимиру Путину.

14 августа в 11:00 командование российского флота сделало первое публичное заявление о том, что подлодка Курск легла на дно. В заявлении ВМФ говорилось, что с подлодкой поддерживается радиосвязь. Позже представители флота заявили, что связь с подлодкой осуществляется только через перестукивание, что опасности для жизни экипажа нет, что через спасательный аппарат Колокол осуществляется подача топлива, кислорода и продув систем АПЛ. При осмотре лодки со спускаемых аппаратов выяснилось, что АПЛ воткнулась в дно моря под углом около 40 градусов и у нее разворочена носовая часть, выведена из строя всплывающая спасательная камера. Главком ВМФ адмирал Владимир Куроедов сделал заявление, что надежд на спасение людей мало.

15 августа Главный штаб ВМФ официально сообщил о начале спасательной операции. Членов экипажа Курска планировалось эвакуировать с помощью спасательных снарядов. В районе катастрофы сосредоточились суда аварийно‑спасательной службы Северного флота. В район бедствия прибыли подводная лодка, атомный крейсер Петр Великий и еще около 20 кораблей и спасательных судов. Однако шторм не позволил спасателям начать работу. Представители министерства обороны России в Брюсселе в это время вели переговоры с НАТО о возможности предоставления помощи России.

В тот же день представитель штаба Северного флота сообщил журналистам, что в результате перестукивания установлено, что члены экипажа подводной лодки Курск живы, но неизвестно, есть ли среди них раненые. Он же заявил, что на борту лодки находится 103 человека. Позже выяснилось, что там было 118 человек.

16 августа при волнении моря около 2 баллов со спасательного судна Рудницкий спущен глубоководный спасательный аппарат Приз. Всего за ночь было предпринято несколько тщетных попыток проникнуть к лодке.

17 августа к месту трагедии направилось норвежское судно Seaway Eagle с глубоководными водолазами на борту и транспортное судно Normand Pioneer с британскими специалистами и оборудованием (вышло из норвежского порта Тронхейм).

19 августа во второй половине дня к месту аварии российской подводной лодки Курск прибыло норвежское судно Normand Pioneer с британской спасательной мини‑лодкой LR5. Началась новая, международная фаза операции по спасению экипажа субмарины.

20 августа норвежские водолазы обследовали подводную лодку на предмет повреждений и наличия воздушных подушек в кормовых отсеках. Норвежцам удалось разблокировать вентиль аварийно‑спасательного люка, однако проникнуть на лодку не удалось. Они срочно изготовили специальный инструмент для вскрытия люка.

21 августа утром норвежским водолазам удалось вскрыть верхний спасательный люк 9‑го отсека, шлюзовая камера оказалась пуста. Около 13.00 водолазы вскрыли внутренний люк в 9‑й отсек АПЛ, внутри которого оказалась вода. В 15.27 внутрь корпуса подлодки введена видеокамера, с помощью которой специалисты попытались определить состояние 7‑го и 8‑го отсеков АПЛ. В 9‑м отсеке АПЛ было обнаружено тело моряка.

В тот же день в 17 часов начальник штаба Северного флота вице‑адмирал Михаил Моцак официально подтвердил факт гибели экипажа АПЛ К‑141 Курск.

22 августа президент России своим указом объявил 23 августа днем траура.

Операция по подъему тел погибших моряков‑подводников началась 25 октября 2000 года и была завершена 7 ноября 2000 года. Операция по подъему самой подлодки со дна Баренцева моря была начата 7 октября 2001 года, 10 октября завершена ее буксировка в Росляковский судоремонтный завод ВМФ.

Из отсеков АПЛ за период осени 2000 года и осени‑зимы 2001 года были извлечены и опознаны 115 из 118 погибших подводников.

Для работы на АПЛ Курск были сформированы восемь следственных групп, которые приступили к работе в полном объеме после полной откачки воды из подлодки. В состав групп были включены специалисты Северного флота, представители Московского и Санкт‑Петербургского военных округов. Члены следственных групп проходили специальный психологический отбор, а также в течение года изучали строение АПЛ для того, чтобы знать, где и какие параметры снимать для проведения необходимых экспертиз.

27 октября 2001 года Генеральный прокурор РФ Владимир Устинов заявил, что визуальный осмотр атомохода позволяет заключить, что пожар происходил по всей лодке. В эпицентре температура достигала 8 тысяч градусов по Цельсию. Полностью водой лодка была заполнена в течение шести‑семи, максимум восьми часов . Устинов отметил, что подлодка Курск очень пострадала, все переборки прочного корпуса срезаны как ножом . Однако преграда, отделявшая 6‑й реакторный отсек, осталась неповрежденной, благодаря чему реактор не пострадал. Не пострадали и 22 крылатые ракеты, находящиеся по бортам подлодки.

26 июля 2002 года Генеральный прокурор России сообщил, что гибель Курска произошла вследствие взрыва, центр которого локализован в месте расположения учебной торпеды, внутри четвертого торпедного аппарата, и дальнейшего развития взрывного процесса в боевых зарядных отделениях торпед, находившихся в первом отсеке АПЛ . Устинов также сообщил, что

Генпрокуратура закрыла уголовное дело по гибели Курска за отсутствием состава преступления. По его словам, в действиях должностных лиц, ответственных за проведение учений в Баренцевом море, изготовление, эксплуатацию и установку торпеды, ставшей причиной гибели Курска, нет состава преступления.

Новая версия гибели Курска

НА ЭТИХ днях исполнилось ровно полгода со дня гибели атомной подводной лодки Курск . И только сейчас, после встречи с сотнями специалистов, мы все больше склоняемся к версии о том, что истинной причиной аварии стала нештатная ситуация в торпедном отсеке.

Пожар в торпедном отсеке

АТОМНАЯ подводная лодка Курск #8212;подлодка постоянной боевой готовности, или, как говорят на флоте, подлодка первой линии , которая готова в любой момент уйти на боевое дежурство. Поэтому постоянно на ее борту находится боекомплект #8470;18 торпед и 24 крылатые ракеты. Так было и в тот злополучный день, с той лишь разницей, что стрельбы проводились в тот день практическими торпедой и ракетой. Для людей несведущих поясним, что во время выхода в Баренцево море на выполнение стрельб на борту находилось не 18 боевых торпед, а всего 16. Две практические торпеды (с песком вместо заряда) #8212;для стрельбы и запасная. В двадцатиметровый торпедный отсек весь боекомплект загрузили еще на берегу, и он лежал на стеллажах и подавался в сверхпрочные торпедные аппараты с помощью автомата.

После стрельбы практической крылатой ракетой от командира подлодки поступила команда приступить к выполнению торпедных стрельб. И вот здесь-то в механизме произошел небольшой сбой. Практическая торпеда не вышла.

Жертвы системы?

СОГЛАСНО всем морским инструкциям такая торпеда должна быть удалена с борта во избежание ЧП. Задача при этом выполнена не будет, но будут сохранены жизни членов экипажа. И вполне возможно, что все так бы и произошло, если бы не но .

Когда командир подлодки услышал доклад о невышедшей торпеде, он сразу же понял, какие по этой причине их могут ожидать неприятности.

Скорее всего командир принимает решение убрать из торпедного аппарата неисправную практическую и заменить ее. Во время этой операции происходит возгорание жидкостного двигателя торпеды. Звучит первый взрыв. Командиру сообщают о начавшемся в отсеке пожаре. Но капитан знает, что даже при очень высокой температуре остальные торпеды не взорвутся. В первом отсеке начинается борьба за живучесть корабля. Не исключено, что в этот момент на командный пункт учений поступает доклад командира подлодки о нештатной ситуации на борту.

Однако, судя по всему, ситуация выходит из-под контроля, и начинают взрываться двигатели торпед (температура достигает приблизительно 3000 градусов). По предварительным подсчетам специалистов, сила взрыва в отсеке достигла 3000 атмосфер. От взрыва мгновенно сложились все переборки до 4-го отсека.

Пострадала ли подлодка НАТО?

ГИДРОДИНАМИЧЕСКИЙ удар мог получить находившийся на довольно значительном расстоянии от места трагедии крейсер Петр Великий . Не потому ли недавно он был в ремонте?

Скорее всего пострадала и подлодка НАТО, которая могла быть в непосредственной близости от Курска . Гидродинамический удар скорее всего повредил ее. Специалисты не исключают, что в результате взрыва у иностранной подлодки мог сдвинуться атомный реактор и что на ее борту тоже были убитые и раненые. Так что, видимо, подлодке НАТО пришлось долго зализывать раны и уходить на одних дизелях.

Как сообщили АиФ ветераны-подводники, похожий случай произошел с дизельной подводной лодкой ВМФ в 1969 году у причала в Полярном. По так и не установленной причине произошел взрыв торпедного отсека, в результате чего подлодка затонула. Две стоявшие неподалеку другие лодки получили сильнейшие повреждения.

Тайна стуков

ПРЕЗИДЕНТ РФ Владимир Путин оставался до последнего в неведении. Ему врали, как, впрочем, и всей стране, о каких-то непонятных стуках, о том, что с экипажем установлена связь, и о многом другом. Хотя уже знали, что генеральный конструктор атомных подводных лодок с крылатыми ракетами академик Игорь Баранов буквально на следующий после трагедии день сказал, что живых на лодке нет, что с затонувшей подлодки смогут поднять по максимуму 15#8211;17 тел погибших.

Так что в первую очередь из-за необъективного доклада президенту РФ о причинах и последствиях аварии на АПЛ Курск было решено поднимать лодку. Хотя кораблестроители высказываются против этого, считают, что лодку необходимо оставить на дне, и пытаются найти авторитетнейшего человека, который смог бы убедить президента изменить свое решение.

Особую тревогу вызывают ракетные шахты и сами 22 крылатые ракеты, которые до сих пор находятся на дне Баренцева моря вместе с Курском . После катастрофы все сухие ракетные шахты залиты водой. В результате аварии взрывчатка, находящаяся в разгонном блоке ракет, могла получить микротрещины, которые могут привести к немедленному взрыву, если ракеты тронуть. При этом не стоит забывать, что в каждой ракете 600 килограммов взрывчатки в тротиловом эквиваленте.

Дабы снять с себя всю ответственность, руководство ВМФ неоднократно заявляло, что проект АПЛ типа Курск навязан военным морякам. И здесь с ВМФ трудно согласиться. Действующие военные НИИ принимали непосредственное участие в разработке этих подлодок. На сегодняшний день этот подводный ракетоносец наиболее совершенен. Его крылатые ракеты оснащены системой искусственного интеллекта, которая позволяет самой ракете принимать решение, какой из кораблей противника ей наиболее важен, как ей бороться со средствами противовоздушной обороны и как навести все остальные 23 ракеты на цель.

Кстати, и академик Игорь Спасский на недавней международной конференции в Санкт-Петербурге сказал, что причина трагедии Курска не в конструкции лодки, а в ее плохой эксплуатации, в неподготовленном экипаже

Скорее всего мы так никогда точно и не узнаем, что же на самом деле произошло с Курском . И вряд ли правительственная комиссия наберется храбрости и скажет всю правду, не забыв при этом указать, что все произошло по роковому стечению обстоятельств. Пока же ни правительственная комиссия, ни КБ Рубин , ни Главный штаб ВМФ РФ открыто ничего комментировать не берутся. Скорее всего им приказано молчать

Владимир БОРИСОВ

5 фактов о гибели подводной лодки «Курск»

126412

12 августа 2000 года затонула АПЛ «Курск» со 118 членами экипажа на борту.

В трагедии «Курска» до сих пор остается много «белых пятен». Официальная версия о случайной детонации торпеды, вызвавшей страшную аварию, опровергаются многочисленными экспертами, приводящими свои доводы. Да и плотная завеса секретности (родственники погибших офицеров так и не смогли получить часть записей личного характера) способствует появлению зачастую конспирологических теорий. В любом случае летний августовский день остается траурным для российских моряков.

12 августа - напоминание о той опасности, которой подвергаются подводники ежедневно и ежечасно.

«Вечерка» подготовила подборку фактов о трагической гибели подводной лодки «Курск».

1. Противоречивые версии. На сегодняшний день существует несколько версий ЧП, приведшего к гибели «Курска». Официальная – детонация торпеды. Однако независимые эксперты, например вице-премьер Илья Клебанов, заявили, что причиной трагедии могла стать мина времен Второй мировой войны. Куда более конспирологическая версия гласит, что «Курск» был торпедирован. Лишь чуть более реальным можно назвать предположение о столкновении российской АПЛ с другой субмариной. Предположительно, американским «Мемфисом». Кстати, за эту версию высказывался командующий Северным флотом России адмирал Попов. Правда, название и страны приписки субмарины, «ударившей в самое уязвимое место», он так и не назвал.

2. Гибель экипажа. До сих пор не удалось обнаружить тела троих из 118 погибших моряков. Примечательно, что по официальной версии моряки, уцелевшие после взрыва и находившиеся в 9-м отсеке подлодки, погибли в тот же день, через несколько часов после катастрофы. Возможно, поколебать эту версию могла бы опубликованное полностью письмо капитан-лейтенанта Дмитрия Колесникова (многие эксперты уверяли, что моряки могли быть живы в течении двух с половиной суток после взрыва). Однако это так и не было сделано. Вдове офицера предложили получить на руки пепел записки, написанной ее мужем после катастрофы, и передали страницу перепечатанного текста.

3. Письмо капитана. «Карандаш ломается, холодно, темно, капитан Колесников пишет нам письмо», - гласит текст песни группы ДДТ, посвященные гибели «Курска» и последним часам жизни капитан-лейтенанта Дмитрия Колесникова. По официальной версии, последняя запись офицера сделана через 3 часа 15 минут после ЧП. Записка состоит из двух листов. Помимо списка оставшихся в живых моряков – свой долг капитан отдал до конца - в нем содержались несколько последних слов для его жены. Часть записки так и осталась засекреченной. «Там нет ни одного слова упущенного. Поверьте мне, пожалуйста, вы увидите это, когда действительно будет возможность в этом убедиться, может быть, фотография ее будет опубликована или еще что-то…. То, что в этой записке прозвучало, — это та информация, которая касается всех. А дальше личное, для жены. Это буквально одна строка. Она действительно сугубо личного характера, в ней нет никакой информации, позволяющей о чем-то судить, о каких-то причинах или о том, что там творилось в лодке, там вообще ничего такого нет. В той части, в которой она прозвучала, это повлияло очень серьезно на характер водолазных работ. Стало ясно, что ребята были сконцентрированы в 9 отсеке, а значит, нечего искать в других отсеках, значит, не надо больше в другие отсеки лезть, резать, а это достаточно большая работа. Записка Колесникова, она не просто сузила, она серьезно облегчила работу», - заявил перед началом подъема лодки главный врач ВМФ России Сергей Никонов. Посмертно капитан-лейтенант Дмитрий Колесников был награжден орденом Мужества.

4. Иностранная помощь. С 13 по 22 августа подводники ВМФ России совершили несколько попыток проникнуть в терпящий бедствие «Курск». Однако успехом они не увенчались. И лишь 20 августа норвежские водолазы с судна «Seaway Eagle» смогли вскрыть кормовой спасательный люк АПЛ. Потом они были допущены исключительно до внешних работ – внутри все действия предпринимались российскими военными. Кстати, многие оппозиционеры и правозащитники ставили в вину властям именно позднее обращение за иностранной помощью. И выдвинули конспирологическую теорию, что это было сделано намеренно – чтобы не допустить утечки информации. То, что власти до сих пор хранят молчание о многих «темных пятнах» в истории трагедии «Курска», лишь подогревает подозрения.

5. Памятник погибшим. Чтобы почтить память погибших, в порте приписки АПЛ «Курск» Мурманске, около храма Спаса на Водах, 15 июня 2009 года была установлена рубка субмарины. Несколькими днями позднее был открыт еще один памятник – в составе мемориального комплекса «Морякам, погибшим в мирное время». Подводников «Курска» почтили в городе, давшем субмарине название, Курске, а также в Северодвинске (там она была построена), Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Севастополе, Заозерске. Памятные доски офицерам и матросам погибшей АПЛ были открыты во многих населенных пунктах, откуда они были родом, а имя командира подлодки капитана 1-го ранга Геннадия Лячина (ставшего посмертно Героем России), названа 85-я средняя школа в его родном Волгограде. А одна из пещер в крымском Ай-Петри называется «Памяти подводников Курск».

Источники: http://nv.ua/world/14-godovshchina-avarii-na-atomnoy-podlodke-Kursk-Hronika-gibeli-7278.html, http://gazeta.aif.ru/_/online/aif/1060/06_01, http://vm.ru/news//08/11/5-faktov-o-gibeli-podvodnoj-lodki-kursk-208894.html

Категория: Что Где Когда | Добавил: kursk-4712 (20.09.2015)
Просмотров: 329 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar